Руководство юридическим лицом часто рассматривается как вершина карьеры, как возможность получения различного рода бонусов и привилегий, выстраивания самостоятельно своей деятельности и обладания серьезной властью над людьми. Казалось бы — одни плюсы, но вместе с тем кроме «пряника» существует и «кнут» руководства, а именно, субсидиарная ответственность.
Субсидиарная ответственность — это то, что волнует многих предпринимателей, в частности учредителей, руководителей юридического лица. Ведь именно они привлекаются к данной ответственности, но привлекаются только при наличии определенных условий, которые можно вычленить из статьи 52 Гражданского кодекса, статьи 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а также подпункта 5.6 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства».
Мы считаем правильным наличие такой ответственности, так как «руководитель» от латинского – распорядитель, соответственно он «распоряжается», дает указания по управлению предприятием, то в том числе и по его вине наступает банкротство этого предприятия. Но здесь неотъемлемым, обязательным звеном является причинно-следственная связь между действиями лиц, привлекаемых к ответственности, и банкротством организации. Другими словами, как писалось выше, банкротство должно быть вызвано виновными умышленными действиями данного лица!
Нужно досконально изучить наличие этой связи, ведь часто хотят (например, кредиторы) «повесить» на руководителя данную ответственность, просто потому что недостаточно имущества юридического лица для погашения требований кредиторов. Поэтому управляющие (согласно абзацу 18 части 1 статьи 77 Закона о банкротстве управляющий с момента его назначения обязан подавать иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника) тщательно подходят к привлечению к субсидиарной ответственности во избежание необоснованных исков.
И в качестве наиболее частных источников оснований для вынесения решений данным делам применяют:
выводы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, изложенные в акте проверки должника.
приговор суда по уголовному делу по статье, касающейся производства по делу о банкротстве, либо отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием для него оснований.
отчет об имуществе должника, составленный управляющим по банкротству